Психология восприятия рекламы
Да, можно согласиться с тем, что реклама – двигатель прогресса, т.к. для бизнесменов и предпринимателей – это средство завоевания всеобщей известности. Но для нас, простых покупателей – иногда это просто сплошной кошмар. Приходишь с работы, и хочется спокойно полежать и посмотреть телевизор, но на какой канал не нажми – везде минут по 20 одна реклама. Только сосредоточишься на какой-то информации, начнешь вникать и на тебе – реклама. О фильмах я уже молчу. Бывает, смотришь серьезный фильм, а тут тебе реклама гигиенических прокладок или лекарства от вздутия живота. Будет ли такая реклама адекватно воспринята? Вряд ли.
В рекламном ролике часто содержится интересная и полезная информация, но иногда такое придумывают, что хочется спросить: «А кто Вам текст писал?» Сейчас от маленьких детей услышишь больше интересного, чем можно увидеть и услышать по телевизору.
Поэтому Автор и решил поделиться несколькими полезными советами о том, какой же должна быть реклама, и как сделать ее более эффективной.
Создание рекламы: взгляд изнутри
Сейчас в торговле очень большая конкуренция и в условиях максимальной перенасыщенности рынка простая информация о товаре и его потребительских свойствах не может оказать решающего влияния на поведение человека. Поэтому в рекламном бизнесе придумывают новые подходы к потребителю, создают новые методы воздействия на сознание человека. В настоящее время в рекламе фактор давления на психику человека резко усилился. Необходимым условием в процессе рекламирования стало использование разных психологических и социологических приемов.
При создании рекламы стали использовать законы психологии: применяют практику программирования поведения людей в сфере потребления, формируют интересы, желания, навыки потребителя, способствуют созданию так называемого сознания удовлетворенности и благополучия.
Для того чтобы воздействовать в рекламе на человека, необходимо установить с ним прямую и косвенную связь. А так как реклама рассчитана на большое количество людей, поэтому для ее донечения, в основном, используют массовые средства информации:
- радио и телевидение;
- газеты и журналы;
- кино.
Мое личное мнение, что при размещении рекламы товаров и услуг каждый рекламодатель, прежде всего, должен осуществлять отбор необходимых средств рекламы, делая выбор между газетами, журналами, радио, телевидением, средствами наружной рекламы, рекламы на транспорте. При выборе средств рекламы необходимо думать о том:
- кого хотим охватить;
- где они находятся;
- что представляет собой информации;
- когда и где ее лучше разместить.
- Если все это учитывать, тогда человек по-другому и рекламу воспринимать будет.
Психология восприятия рекламы
Психологическое воздействие рекламы осуществляется по этапам:
- привлечение внимания;
- возбуждение интереса;
- убеждения;
- принятия решения.
Каждый этап воздействия между собой взаимосвязан, и нарушение последовательности этапов или исключение какого-либо из них приводит к тому, что человек не воспринимает рекламу, и она не достигает цели.
Первый этап рекламного воздействия связан с привлечением внимания к предлагаемому товару. Из своего опыта могу сказать, что главное – это использование контрастов, цветовое решение, необычное изображение предметов, выразительность темы, музыкальное оформление. Хорошая реклама всегда основывается на оригинальной, свежей и хорошо продуманной идее. Вот, к примеру, вспомните: лежите, читаете книгу – и вдруг показывают рекламу, в которой в качестве музыкального оформления взята популярная и нравящаяся лично вам мелодия. Хотите вы этого или нет, но этот рекламный ролик заставит вас оторваться от чтения и послушать данную информацию, т.е. он привлек ваше внимание. Когда эту информацию прослушаешь несколько раз, то иногда подумываешь: «А что если попробовать?»
Следующий этап – восприятие. На восприятие рекламы может повлиять множество факторов, причем как позитивно, так и негативно. Например:
- голос диктора в радиорекламе может снизить общее впечатление о сообщении, хотя содержание рекламной информации для радиослушателей представляет интерес;
- рекламное объявление в газете может остаться незамеченным среди прочих объявлений из-за небольшого размера, хотя с точки зрения графического изображения и подачи текста оно выполнено на высоком профессиональном уровне.
В зависимости от психологии каждого человека и восприятие рекламы будет происходить по-разному. Насколько будет воспринята реклама зависит от:
- круга интересов предполагаемого покупателя;
- его потребностей;
- социального и материального положения;
- профессии;
- образования;
- возраста.
И эти все факторы должны обязательно продумываться при разработке рекламы для соответствующего продукта.
Большое значение имеет процесс запоминания рекламы. Степень запоминания зависит от повторения рекламного сообщения. Часто можно услышать, как человек говорит: «Одну и ту же рекламу показывают сто раз». Хочешь того ты или не хочешь, но непроизвольно запоминаешь!
Существует еще один метод воздействия на сознание человека-внушение. В.Шефнер писал: «Словом можно убить. Словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Внушение - это своего рода гипноз. Влияние внушений в общем восприятии рекламы проявляется особенно эффективно, когда словесная информация сопровождается яркими, образными представлениями.
Уже давно доказано, и Автор еще раз напоминает об этом: мысленные или словесные внушения наиболее действенны тогда, когда они предельно просты, кратки, позитивны, жизнеутверждающие и оптимистичные по тону. Именно такой подход способствует процессу убеждения в том, что именно ваш товар (или услуги) лучше для потребителя и принятию окончательного решения по приобретению.
Как повысить эффективность восприятия рекламы
- Рекламная информация всегда должна быть правдивой, соответствовать реальности, не искажать действительность, содействовать достижению определенных целей, удовлетворять потребности людей, нести в себе идейное содержание.
Пример: рекламируя спортивный инвентарь, необходимо обратить внимание на роль физкультуры и спорта в жизни людей, но не только молодого поколения, а также людей преклонного возраста, т.к. их здоровье желает лучшего и с возрастом они все больше говорят о лекарствах. И если это будет хорошо продуманный сюжет, то этот рекламный ролик не останется без внимания. - Я считаю, что всегда эффективно будет воспринята реклама, которая не лишена оригинальности и чувства юмора. И вы сами вполне можете привести примеры рекламы, которая благодаря юмору до сих пор держится у всех на слуху (даже несмотря на то, что ее уже давно не крутят).
- Не останется без внимания реклама, в которой будут сведения из области знаний (биологии, химии, медицины, литературы и т.д.), так как эта информация содействует познанию окружающего мира.
- Эффективность восприятия рекламы можно повысить внедрением в нее элементов конкурса.
Например, рекламируя торговую марку чая, предложить телезрителям поучаствовать в литературном конкурсе: предположим, написать частушки к праздничному чаепитию. Успех такой рекламе гарантирован. - Немаловажную роль в рекламном ролике необходимо отвести музыкальному оформлению, так как музыка создает положительное эмоциональное настроение.
- Особое внимание при создании рекламного текста уделите правильному выбору слов. Чтобы эффективность восприятия рекламы была на порядок выше, из богатого словарного запаса нужно уметь выбрать именно те слова, которые своим значением и смысловым оттенком в наибольшей степени будут содействовать раскрытию рекламной идеи. Конечно же, обращайте внимание правильности стиля и языка.
- Используйте при написании рекламного текста стихи.
Из всего вышесказанного Автор может сделать такой вывод.
Психология рекламы такова, что предлагает человеку предварительно обдумать покупку, а затем прийти к решению, а также содействует развитию у людей самостоятельного критического мышления. Эффективность восприятия рекламы определяется силой воздействия рекламных средств, правильным выбором ее содержания. В процессе своего воздействия содержание рекламных средств оказывает влияние на восприятие сообщения и человек либо отвергает, либо принимает данную информацию.
Поэтому большое значение имеет то, насколько профессионально обучен персонал, работающий в рекламном агентстве или рекламном отделе предприятия. О повышении квалификации таких работников необходимо постоянно заботиться. Это то звено, которое всегда работает над созданием эффективной рекламы для вашего продукта, что непосредственно отражается на его восприятии и уровне продаж.
Автор: Екатерина Гаврилова
источник: mirsovetov.ru