Консалтинг услуги, когда и куда обращаться
В нынешнее время рынок и рыночные технологии развиваются настолько стремительно, появляется огромное количество новых технологий, запросы потребителей растут как на дрожжах. В этой непростой ситуации фирме, стремясь сохранить свою конкурентоспособность, приходится постоянно менять корпоративную стратегию и тактику. Но, к сожалению, у многих фирм не хватает возможностей оперативно и своевременно реагировать на меняющиеся условия, используя только свои силы. Спрос на консалтинг услуги в сфере малого или среднего бизнеса растёт, но услуги крупных компаний им вряд ли будут доступны по причине большой цены. Обращаясь в более мелкую консалтинговую компанию, зачастую получается такой вариант, что она ищет вам подходящего фрилансера. При этом придётся договариваться с консалтинговой фирмой, вести переговоры, затрачивать время. Сама же компания после этого займётся поиском подходящего для вас специалиста на фрилансерской бирже. Оплачивать же в будущем придётся как труд фрилансера, так и посреднические услуги. Так не проще ли будет обратиться к внештатному специалисту напрямую? Иногда этот вариант выгодней и дешевле.
Поэтому зачастую компании приходится прибегать к услугам внешних консультантов или фирм, специализирующихся на бизнес-консультациях или как их ещё называют – консалтинговых фирмах.
Что же такое консалтинг?
Консалтинг – это целое направление в сфере услуг. Нельзя точно выделить, чем занимаются консалтинговые компании, профиль консультаций достаточно широк. Да и существуют различные компании: некоторые из них ведут свою деятельность только в одной сфере бизнеса, другие занимаются консалтингом практически во всех возможных направлениях. От этого и разница, в возможных трактовках определения консалтинга.
Автор приведет наиболее широкое определение этого явления.
Консалтинг – это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента.
Консалтинг занимается помощью в таких сферах деятельности компании как экономическая, финансовая, управленческая, инвестиционная, различного рода планирования, оптимизации общего функционирования компании, ведения бизнеса, маркетинговой и т.д.
Можно сказать, что консалтинг – это любая помощь соответствующих специалистов или компаний, оказываемая фирме по любому из направлений деятельности данной фирмы.
Главной задачей консалтинга является повышение эффективности как компании в целом, так и повышение эффективности труда каждого из сотрудников компании в отдельности.
Виды консалтинга
Как мы раньше выяснили направлений консалтинга может быть множество. Но по каждому из направлений различают следующие виды консалтинговых услуг:
Аналитика. Анализ деятельности предприятия, эффективности производства, текущего рыночного положения, движения цен;
Прогнозирование. На основании проведённого анализа выстраиваются прогнозы деятельности компании на будущий период;
Консультирование. Советы, затрагивающие любые стороны работы предприятия. Они могут затрагивать как только работу компании-клиента, так и весь рынок в целом;
Ревизия деятельности предприятия-клиента;
Непосредственное участие в деятельности компании-клиента. Планирование, организация управления предприятием, внедрение информационных систем, подбор персонала, различные тренинги и т.д.
Когда обращаться в консалтинговую компанию?
Сейчас модной тенденцией стало считать, что обращение в консалтинговую фирму нужно для того, чтобы вывести предприятие из кризиса. Такой вид консалтинга называется кризисным. В этом случае специалисты рассмотрят ситуацию с вашей фирмой и подскажут направление для выхода из проблемного положения. Но вот встаёт вопрос, каким образом какой-то человек со стороны может помочь, если он практически незнаком с компанией.
Дело в том, что специалист по консалтингу имеет возможность объективно оценить ситуацию, с разных сторон, ведь он не зависит от руководителя компании, как подчиненный, и не занимает определённого места в иерархии служащих. Да и вероятней всего, консультант обладает практическим опытом в этой сфере, что даёт ему определённое преимущество: знает специфику проблем и обладает навыками эффективного их решения. Поэтому ещё одним случаем, когда стоит обратиться к специалистам является неопытность руководителя, но наличие желания увеличить рост компании, повысить прибыли и.т.д. В этом случае руководитель, заказывая консалтинговые услуги, покупает необходимый для развития компании опыт.
Ещё один случай, когда Автор рекомендует обратиться в консалтинг-компанию, это когда ваша организация переживает стремительный рост, но не может самостоятельно до конца выстроить всю систему управления.
Также существует так называемый «Синдром управленческой усталости». Когда владельцы компании, являющиеся одновременно и её руководителями, хотят переложить бремя управления компанией на чужие плечи, но при этом остаться её владельцами. Причины ухода могут быть разными (простая усталость, желание отдохнуть, либо переход в какую-то другую сферу бизнеса), но нежелание оставлять старое отлаженное дело вынуждает обратиться за помощью в консалтинговую компанию.
Как выбрать хорошего консультанта
Специалистов может быть множество, но как распознать того, кто действительно стоит тех денег, которые ему платят. Следует заметить, что консалтинговые услуги стоят достаточно дорого. Хотя в большинстве случаев это оправданно, тем не менее, каждый руководитель хочет знать, действительно ли его затраты оправдываются?
Следует различать специалиста по консалтингу с бизнес-тренером. Обычно бизнес-тренер рассказывает о мировом опыте, учит вас тому, как нужно, что должно получиться в итоге. Консалтинг специалист же должен привести вас к необходимому результату, помочь и дать вам практический совет.
Чем консалтинг компания опытней, тем меньше она делает сама. Обычно качественные специалисты только корректируют стратегию, разработанную вашими сотрудниками. Отдавая предприятие под контроль сторонних специалистов, следует выяснить, занимались ли они этим раньше, сможете ли вы им доверять. Если консультанты начинают сами заниматься компанией планированием, управлением, говоря о том, что никто не знает лучше кроме них, хотя вы заказывали только консультативные услуги – то стоит задуматься о квалификации данных специалистов.
Обычно хорошие специалисты в области консалтинга несут ответственность за свои консультации и предложения, но итог деятельности в равной степени зависит как от консультанта, так и от исполнителя, ведь качество работы зависит не только от идеи, но и от грамотного её исполнения.
Итак, как же советует выбирать консультанта Автора. При выборе следует учесть следующие характеристики консалтинговой компании.
Брэнд. Часто ограничиваются одним этим фактором. Но известное имя не всегда будет выражаться в соответствующем эквиваленте уровня оказываемых услуг. Следует также обращать внимание на другие факторы.
Возраст. Чем дольше консультанты работают в этой сфере, тем больше они имеют опыта. Естественно, что лучше выбирать компанию со стажем. Это даст вам больше уверенности, что услуги окажутся качественными.
Предыдущие заказчики. Конечно, следует рассматривать и этот фактор. Кто были предыдущие заказчики и результат работы с ними.
Сервис. Сроки работ, услуги и.т.д. Это фактор вам придётся оценивать субъективно, на свой вкус.
Расценки. Тут всё зависит от ваших возможностей. Если вас устраивает стоимость работ – берите, не устраивает – ищите другого специалиста.
Штат специалистов. Рассмотрим этот фактор подробнее. Существует 3 категории консалтинговых компании, по этому критерию:
Выбор фрилансера идёт также по вышеперечисленным критериям. Но всё зависит от ваших потребностей и размеров вашей фирмы.
Автор желает вам удачи в выборе хорошего персонала и успешного, процветающего бизнеса!
Автор: Михаил Данилюк
источник: mirsovetov.ru