Провинциальный PR в России – меньше, чем PR?
Сегодня объективно необходимая и лавинообразно становящаяся модной профессия пиарщика находит своих приверженцев и в провинциальных городах России. И причин тому несколько.
Во-первых, расширение сферы PR-деятельности обусловлено с одной стороны, объективными условиями, связанными с развитием рыночной экономики и появлением независимых и самостоятельных хозяйствующих субъектов, стремящихся к устойчивому и длительному существованию на рынке, а также с демократизацией общественной и политической жизни российского общества, активизацией общественных групп и объединений.
Во-вторых, в провинции есть люди, смекалка и способности которых позволяют занять еще свободные ниши на провинциальном PR-рынке. Помимо инициативных и предприимчивых людей, обладающих творческим потенциалом, есть немало тех, кто понял, что на этом можно зарабатывать деньги, не затрачивая особых усилий.
Наконец, существует просто мода на этот вид деятельности. И тот, кто подсказал какому-нибудь политику интересную фразу для листовки, уже гордо называет себя пиарщиком.
Однако, провинциальный PR в России имеет свои специфические особенности. Вряд ли будет научно оправданным экстраполировать выводы собственных наблюдений за деятельностью пиарщиков на территории одного субъекта Федерации на всю территорию России, лежащую за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Тем не менее специфика провинциального PR побуждает поделиться сделанными наблюдениями.
Провинциальный PR в современной России находится в весьма плачевном и удручающем состоянии. И причин тому несколько.
Во-первых, рынок в провинции не столь развит, как в Москве, Санкт-Петербурге или городах-миллионниках. Здесь просто-напросто нередко отсутствуют субъекты экономики, активные общественные объединения и группы, заинтересованные в установлении доверительных отношений с общественностью. Если у вас два-три магазина или мини-производства, то PR вам действительно ни к чему.
Во-вторых, в провинции отсутствует кадровый потенциал для работы в PR-структурах. Дело даже не в том, что в этой сфере работают люди, не имеющие специального пиаровского образования. Здесь трудятся журналисты, социологи, психологи, просто люди, не знающие, где и чем бы они еще могли заниматься. Дело не в этом. Ведь хорошо известно, что это соответствует мировым тенденциям. Источником пополнения рядов пиарщиков в мировой практике являлись журналисты (46%), лица с экономическим образованием (26%), технические специалисты (19%), социологи (8%), филологи и историки (5%), политологи, философы и международники (3%)[1].
В-третьих, в провинции практически не сформирована соответствующая PR-культура, не только среди пиарщиков, и представителей региональных СМИ, но и среди потенциальных клиентов PR-агентств. Само понятие PR многим совершенно незнакомо. Одни считают его синонимом рекламы, у других это слово ассоциируется с «черными» избирательными технологиями. Даже от журналистов (?!) можно услышать о PR: «Зачем нам эта грязь?!» Представители бизнес-структур, казалось бы, по необходимости долженствующие «бодрствовать», также нередко оказываются весьма далеки от PR. «Мы не политики, зачем нам PR?!»- говорят они. Остается разве что прочитать лекцию о том, что кроме политического, есть еще и бизнес-PR. Многие потенциальные заказчики PR-услуг не считают деятельность пиар-специалистов им необходимой, поскольку, полагают, что сами себя могут пиарить. Многие рассуждают так: зачем платить деньги каким-то непонятным фирмам, если можно своих сотрудников привлечь (опять же с минимальными финансовыми затратами) к подобной работе. Проблема здесь состоит лишь в том, что такая работа делается непрофессионально.
Что уж говорить о том, что одна из смоленских PR-компаний рекламируя себя, выставила у входа в здание, где располагается ее офис, штендер с надписью «PR на 100%», используя даже цветовую гамму известной книги (И. Манна и др.). Понятно, что все это рассчитано на тех, кто подобной литературой не интересуется. Однако как же тогда смотреть в глаза представителей профессионального сообщества, своих собратьев?!
В-четвертых, провинциальный медиарынок, страдающий от экономического неблагополучия, как и большинство провинциальных СМИ, напоминает какую-то карикатурную и неумышленно созданную олигополию, пытающуюся всеми правдами и неправдами вытянуть деньги из любых организаций только лишь за упоминание о ней, даже если это вписывается в редакционную политику (конечно, в том случае, если она имеется!). В такой ситуации такая необходимая вещь, как создание информационных поводов, просто бессмысленна. Они никому не нужны, поскольку достаточно просто заплатить журналисту деньги - и PR готов! Ко всему прочему это уродует и систему местных СМИ, и деятельность журналиста, поскольку в таком случае можно говорить о редукции журналистских функций в условиях коммерциализации. Этим недовольны и сами журналисты, ибо неизбежно возникают трения между стремлением реализовать замысел статьи и редакционными установками. Возникает и внутренний конфликт. Журналисты, описывающие некие события и упоминая неких местных Добродеев, находятся в растерянности, не зная, указывать ли имя, должность и место работы персонажа статьи или нет. В первом случае – это уже, по местным, разумеется, меркам, PR, а за него нужно платить(?!).
Что остается PR-агентствам в подобных условиях? Опыт свидетельствует, что одной из альтернатив подобным платным (их никак нельзя назвать пиаровскими!) материалам может стать использование иных, чем СМИ, каналов коммуникации, имеющих шансы быть эффективными в условиях областного и районного города. Короче говоря, креатив и еще раз креатив! Или же просто развести руками!
Литература
1. Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики. 3-е изд., испр. и доп. М.: Финпресс, 2002, С.279