Автомышеловка или вся правда об автокредите

Беспроцентный автокредит сегодня можно получить во многих автосалонах. Насколько выгоден для заемщика такой «нулевой» заем и можно ли натолкнуться при его использовании на подводные камни

«Кредит под 0%» – продукт пока не массовый, но уже и не дефицитный. Вариации на тему беспроцентной рассрочки сейчас значатся в кредитных линейках около десятка банков. Такие займы на определенные марки машин периодически появляются и в рамках совместных акций банков с автодилерами или производителями. Нулевые автокредиты банки позиционируют как самые выгодные, упирая на то, что заемщик получает деньги в долг практически бесплатно. Заплатить все же придется, и, как показывает практика, беспроцентные займы не всегда дешевле стандартных кредитов, к тому же на рынке есть и более экономичный вариант покупки авто в долг.

Страховая схема

Ноль в графе «процентная ставка по кредиту» смотрится весьма подозрительно, сразу же вспоминается поговорка про сыр и мышеловку. Однако, изучив договоры банков, предлагающих нулевые автозаймы, вы вряд ли найдете подвох. Ни тебе ежемесячных комиссий из разряда за обслуживание счета, ни тому подобных уловок, превращающих заявленный беспроцентный кредит в очень даже процентный. Единственный сбор, фигурирующий у всех банков, – разовая плата за оформление кредита, ее размер воображения не потрясает: максимум, который придется заплатить, – 9,5 тыс. рублей. Других платежей при беспроцентных займах нет. Возникает закономерный вопрос: если банки не занимаются благотворительностью, на чем же они тогда зарабатывают? Наиболее распространена сейчас на рынке факторинговая* схема. Формально клиент не берет у банка кредит, а покупает машину в рассрочку у автосалона – партнера банка. В договоре купли-продажи указывается, на какой срок и на каких условиях она предоставляется. Банк выкупает у автокомпании права требования по этому договору, и заемщик оказывается должен уже не салону, а банку. Смысл схемы в том, что банк у салона покупает рассрочку с дисконтом. Например, автомобиль стоит 500 тыс. рублей, половину вносит заемщик, банк же доплачивает салону не всю оставшуюся сумму 250 тыс., а только 200 тыс. Фишка в том, что заемщик должен погасить кредитору все 250 тыс., то есть прибыль банка составит 50 тыс. Таким образом, банк и зарабатывает на беспроцентных кредитах. Автосалон, который фактически продает машину со скидкой, в суммарной прибыли не теряет, так как увеличивает объемы продаж. Так выглядит официальная версия, которую любят рассказывать заемщикам в банках.

В действительности нынешние рыночные реалии иные. «Сейчас в автосалонах очереди на машины. Никто из салонов не делает уступок банкам по договорам факторинга, им это просто не нужно: продажи и так идут замечательно. Некоторые банки сами доплачивают салонам за то, чтобы они предлагали именно их кредиты», – утверждает Валерий Торхов, зампред правления банка «Авангард». «Если бы салоны могли завышать цены на машины, тогда схема со скидками была бы реальной. Но при нынешней конкуренции завышать стоимость рискованно, покупатели просто уйдут в другой салон», — говорит другой банкир. То, что зарабатывают банки не на дисконтах автодилеров, доказывают примеры «Авангарда» и Компании розничного кредитования (КРК): они работают не по факторинговой модели, их беспроцентные займы не привязаны к конкретным автосалонам, машину можно купить у любого официального дилера.

За чей же счет тогда праздник? Ответ неутешителен – платит за все заемщик. «Полис каско по программе рассрочки будет стоить дороже, чем по стандартному автокредиту. Банк заключает со страховой компанией соглашение о том, что заемщиков по беспроцентным программам они страхуют по более высоким тарифам. Полученной прибылью страховщик делится с банком», – раскрывает карты Юлия Шклярская, менеджер проекта управления автокредитования Кредит Европа Банка (КЕБ). «Мы не скрываем, что основной доход при выдаче беспроцентных кредитов наш банк зарабатывает на сотрудничестве со страховой компанией (“Авангард-гарант”. – Прим. D’), которая принадлежит тому же владельцу, что и наш банк, – откровенно говорит Валерий Торхов. – Но при этом мы держим страховые тарифы на рыночном для этого вида кредитования уровне, и они не зависят от того, беспроцентная это программа или нет».

На отчислениях страховых компаний банки и отбивают свою маржу по кредитам. Показательно, что если по обычным займам они предлагают для страхования порой до десятка фирм, то по нулевым кредитам – максимум три-четыре. «Наличие не одной, а нескольких компаний призвано создать иллюзию свободы выбора у заемщика и защитить банк от возможных претензий Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Реально же у заемщика нет выбора. Все компании, которые предлагает банк, участвуют в схеме на одинаковых соглашениях», – на условиях анонимности рассказал D’ один из банкиров. В том, что выбора нет, убедиться не трудно: просто позвоните во все компании, которые значатся в партнерах банка по программе рассрочки, и в каждой из них вам обязательно назовут одну и ту же стоимость каско. Если обычно на цену полиса влияет стоимость машины, ее марка, модель, год производства и ваш водительский стаж, то в случае с беспроцентным кредитом тариф по страховке будет фиксированным. Как правило, по нулевым займам ставка по каско устанавливается в размере 9,99% стоимости машины.

Все равно выгодно

На такой «мелочи», как дорогое каско, большинство игроков, предлагающих рассрочку или беспроцентный кредит, внимание заемщиков предпочитают не акцентировать. В принципе банки и не обязаны это делать, формально не они устанавливают страховые тарифы. Впрочем, темнят с клиентами не все: Импэксбанк, «Авангард» и КРК базовые ставки по каско указывают на своих сайтах в числе прочих условий получения кредита.

Конечно, в том, что тебя водят за нос, мало приятного, но сразу записывать из-за этого рассрочку в невыгодный для себя продукт не стоит, у нее в самом деле есть преимущества. Как правило, «нулевому» заемщику каско обходится на 1,5-2% дороже, чем обычному должнику, но даже при этом, если сравнивать все суммарные расходы, беспроцентный кредит может быть гораздо выгоднее стандартного (см. таблицу). Например, взяв в Импэксбанке нулевой кредит на 10,44 тыс. долларов (половина стоимости автомобиля Hyundai Sonata), с учетом комиссии и платы за каско за пять лет заемщик выплатит банку 21,09 тыс. долларов. А по обычному процентному автокредиту того же банка выплаты составят 23,11 тыс. долларов. То есть при покупке машины в рассрочку экономия составит почти 2 тыс. долларов.

Чем меньше разрыв между ставками в каско по рассрочке и обычному кредиту, тем выгоднее получается нулевой заем. Соответственно, чем дороже страховка по рассрочке, тем менее она интересна. Когда разница в страховых тарифах достигает трех пунктов (например, 6,99 и 9,99%), то, как правило, уже обычные кредиты начинают обыгрывать беспроцентные займы. Поэтому, прежде чем принимать решение, лучше обзвонить сотрудничающие с банком страховые компании и выяснить, сколько для вас будет стоить каско по классическому и беспроцентному кредитам. «По обычным кредитам для иномарок в зависимости от модели автомобиля страховой тариф может заметно варьироваться; если он будет невысоким, нет смысла брать рассрочку. Кроме того, она может быть невыгодна заемщику, который при стандартном кредите мог бы рассчитывать на дешевое каско. Это относится к привилегированным клиентам страховых компаний или людям с большим стажем вождения. Для водителей-новичков рассрочка вполне подходящий вариант, так как страховка для них все равно будет дорогая», – советует топ-менеджер банка. Впрочем, даже если нулевой кредит по затратам окажется сопоставимым с обычным, у него есть один нюанс, который для некоторых заемщиков может стать реальным преимуществом. Ваши ежемесячные платежи при рассрочке будут меньше, чем по классическому займу, так как в этом случае вы погашаете только долг и не платите процентов. Да, страховка дороже, но она оплачивается раз в год. Поэтому тем, для кого проще один раз аккумулировать крупную сумму, а не постоянно изымать деньги из оборота, больше подходит нулевой заем.

Об авторе: Дмитрий Веретенников ilovemoney.ru

 

0 коммент.: