Стратегическое управление интеллектуальной собственностью
Переход от неприятия интеллектуальной собственности к признанию её важным корпоративным активом компании – тенденция, характерная не только для зарубежной, но и для российской экономики.Стратегия интеллектуальной собственности является одной из главных составляющих маркетинговой политики фирм. Интерес к интеллектуальной собственности прежде всего связан с возможностью получения дополнительного дохода от монопольного использования новых технологий или продажи патентов и лицензий.
Интеллектуальная собственность компаний становится все более дорогостоящим активом, реальную стоимость которого не всегда могут отразить принципы бухгалтерского учета. Особенно это относится к тем отраслям, где ключевую роль играют не столько здания, оборудования, сколько доходность патентов, товарных знаков, авторских прав, и других так называемых “неосязаемых” активов. К примеру, рыночная стоимость компании “Microsoft” на 25 июля 1996г. составляла $ 70,9 млрд., несмотря на то, что по данным балансового отчета стоимость чистых активов была $ 5,7 млрд. (1) Производство модной одежды - еще один пример, когда неосязаемые активы играют весомую роль в получении доходов. Лоурэн Клайн, Дж.Армани, Пьер Карден - дизайнеры, которые сделали состояние на своем имени.
Все более актуальным становится выявление потенциальных ресурсов предприятий и повышение эффективности функционирования бизнеса в целом за счет использования интеллектуальной собственности. Определение верной стратегии и выбор соответствующей тактики в отношении интеллектуальной собственностью является одним из действенных рычагов управления современным производством, позволяющим рационально организовать текущее и перспективное планирование, снизить финансовые риски при освоении инвестиций. Важным элементом стратегического управления интеллектуальной собственностью является определение основных направлений деятельности компании по созданию (приобретению) и правовой охране интеллектуальной собственности в рамках существующего национального, зарубежного законодательства и международных договоров.
Основными задачами в стратегическом управлении интеллектуальной собственностью являются:
- Систематизация и анализ использования объектов ИС;
- Выявление избыточных и необходимых объектов ИС;
- Определение форм и методов правовой охраны объектов ИС;
- Определение доминирующего объекта ИС;
- Осуществление правовой охраны ИС; Коммерциализация ИС;
- Пресечение нарушений исключительных прав.
Следует выделить следующие основные факторы, определяющие стратегию управления интеллектуальной собственностью фирмы:
- Маркетинговая стратегия; Объемы производства;
- Емкостью рынков сбыта, как существующего, так и потенциального;
- Наличие или отсутствие конкурентов;
- Отрасль деятельности.
При определении стратегии управления ИС следует идентифицировать имеющиеся объекты ИС и их правовой статус, проанализировать, как используются “неосязаемые” активы и определить их дополнительные возможности. В настоящее время существуют различные классификации объектов интеллектуальной собственности. В зависимости от режима правовой охраны и области применения можно предложить следующую классификацию:
- изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
- товарные знаки;
- музыкальные, литературные произведения , произведения живописи, архитектуры, программы ЭВМ и т. п. (объекты авторского права);
- коммерческая информация ( ноу-хау, торговые секреты).
Хотя все типы объектов ИС обладают некоторыми общими свойствами, они имеют значительные отличия.
В жесткой конкурентной борьбе победит то предприятие, которое наиболее продуктивно использует имеющиеся у него ресурсы. В связи с этим очень важное значение имеет выработка корпоративной стратегии фирмы. Изобретения, товарные знаки, ноу-хау, торговые секреты, бренд можно отнести к активам, которыми порой пренебрегают при проведении финансового анализа с целью выявления скрытых резервов. Это связано с тем, что они не часто появляются в бухгалтерских отчетах, доход от использования этих “неосязаемых” активов трудно выделить из общего дохода, их правовая сущность неизвестна или неправильно истолковывается. Хотя данные активы могут сыграть решающую роль в корпоративной стратегии фирмы.
Определить пути, с помощью которых можно повысить корпоративный доход, помогает оценка интеллектуальной собственности. Оценка ИС представляет собой достаточно сложный процесс, связанный с необходимостью всестороннего анализа множества факторов, влияющих на конечный результат. Сложность оценки ИС связана с проблемой правильного выбора вида оцениваемой стоимости и метода ее оценки применительно к конкретной ситуации, а также с трудностями сбора достоверной информации, как об аналогичных сделках, так и о конкретном партнере по сделке, будущем доходе от приобретения ИС и других факторах, влияющих на оценку стоимости. Чем выше потенциальная стоимость ИС, тем сложнее ее оценка и тем выше профессиональные требования к специалистам, проводящим оценивание.
Одним из важных элементов стратегического планирования ИС является решение вопроса о том, какой вид интеллектуальной собственности – изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, объекты авторского права или ноу-хау, следует принять в качестве доминирующего в перспективном планировании деятельности фирм. По данному вопросу ведутся многочисленные дебаты, однако зарубежными специалистами отмечается возрастающая роль торговых марок и знаков обслуживания в стратегическом управлении интеллектуальной собственностью. В основном, это связано с тем, что торговые марки имеют неограниченный срок жизни вследствие возможности неоднократного продления их регистрации , а получение и поддержка правовой охраны торговых марок дешевле, чем, например, патентов на изобретения.
Для определенных отраслей, таких как автомобилестроение, электроника и др., продолжает оставаться актуальной стратегия оборонного патентования, основанная на максимальной правовой охране различных объектов интеллектуальной собственности – технологий, конструктивных узлов, внешнего вида, маркировки и т.д., что дает более надежную защиту свой продукции.
Одно изделие может охраняться блоком патентов на изобретение, на промышленный образец, свидетельствами на товарный знак и являться объектом ноу-хау. Такая комплексная защита характерна для сложных конструктивных изделий, включающих большое количество узлов и деталей, пользующихся спросом у потребителей и высокой степенью конкуренции на рынке данного класса товаров и услуг - автомобили, бытовая техника.
Подобная стратегия требует значительных затрат средств и под силу только крупным компаниям. Мелкие фирмы патентуют изобретения, в основном, с целью продажи на них лицензий и получение таким образом дополнительных прибылей.
Выявить объекты ИС, которыми располагает компания, проанализировать их использование и потенциальную ценность, определить формы и методы защиты, получить и поддерживать в силе правовую охрану на территории коммерческих интересов, определить избыточные активы и организовать их реализацию путем продажи лицензий или ноу-хау, пресекать нарушения исключительных прав - эти основные задачи, решаемые при разработке корпоративной стратегии управления интеллектуальной собственностью.
В рамках небольшой статьи трудно охватить все вопросы, касающиеся определения стратегии управления интеллектуальной собственностью, однако, даже беглого обзора достаточно, чтобы сделать вывод о необходимости серьезного подхода к выявлению потенциальных ресурсов и повышению эффективности бизнеса за счет рационального использования интеллектуальной собственности.